Итак, настало время поговорить о том, что, с одной стороны, помогает набрать очень ценный опыт, но с другой может резко снизить эффективность менеджера на начальном этапе работы. Причем, в любой отрасли. Дураки учатся на своих ошибках, умные – на чужих. 10 ошибок, которые совершают если не все, то многие:

1. Новая метла по-новому метет. Со всеми вытекающими. Входя в должность, большинство людей сразу пытаются что-то изменить, не всегда хорошо понимая существующее положение вещей. Принцип «работает – не трогай!» на начальном этапе работы менеджера должен быть начертан огненными буквами на каждой странице ежедневника. По крайней мере, на первые 2-3 недели. И только после того как наступает полная ясность происходящего вокруг, можно начинать что-то подкручивать к лучшему. И подкручивать надо таким образом, чтобы избежать печальных последствий следующего пункта.
2. Цитата: «Типичная ошибка, свойственная менеджерам в момент проведения организационных изменений, - забыть рассказать о предстоящих переменах сотрудникам. Рядовые готовы идти на крайние меры. Реакция работника на перемены в фирме зависит от его статуса». Иногда удивительно бывает, сколько сил подчиненные могут тратить на противодействие реформам, если не показать им выгод, которые вам самим кажутся очевидными. Правило «жираф большой, ему видней» срабатывает в двух случаях: или ваши подчиненные вам слепо доверяют, или им просто все равно. Для того чтобы первое стало ближе, нужно помнить о возможности следующей ошибки.
3. Своя голова на плечах. Менеджер – это ответственность. Это постановка задач и отслеживание их выполнения. Вася Пупкин, криво выложивший стену, может быть и виноват, но человек, который поставил задачу его прорабу и не убедился в достаточной квалификации обоих, виноват гораздо больше. И можно срывать голос, объясняя этим людям их место в эволюционной цепи, но в результате стену все равно придется перекладывать. И не надо ждать, что подчиненные сами до всего додумаются. Потратить 15 минут на более подробные объяснения лучше, чем переделывать. Однако не стоит впадать в другую крайность. Хотя, об этом – дальше.
4. Хочешь, чтобы что-нибудь было сделано хорошо – сделай это сам. Удовлетворительного результата вовсе не обязательно добиваться, тратя время и силы на его достижение своими руками. Эффективный менеджер находит подходящих людей, дает им нужные ресурсы и ставит необходимые задачи. И чем грамотнее выполнена каждая из операций, тем меньший надзор за процессом необходим. Но.
5. Не стоит почивать на лаврах. Поскольку мир вокруг меняется быстро, нужно быть в курсе. И проект, вчера организованный эффективно, при повторении сегодня может расстроить топов своими результатами завтра, когда требования будут более жесткими. Нужно быть в курсе изменений вокруг. Волка ноги кормят. Внедрение новых фишек и приемов может дать результаты, о которых даже не мечтал вчера. И стоит помнить о том, что полномочия, растущие день ото дня, требуют компетентности не только в вашем направлении, но и в смежных. При этом уровень вашей технической грамотности может быть высочайшим, но стоит подумать о следующей ошибке.
6. А вы сейчас с кем говорили? Подчиненные не всегда располагают тем багажом знаний и терминов, который успели набрать вы. Постановка задачи должна быть максимально упрощенной, чтобы исключить вероятность разного ее толкования. Используйте простые слова. Повторяйте важные моменты несколько раз. Наблюдайте за реакциями. Кажется, что им не все понятно? Не ленитесь объяснить. При этом слушайте и обдумывайте то, что говорят вам, чтобы не было, как в пункте 7.
7. Я начальник, ты – дурак. То, что вы стали менеджером, является знаком признания вашей компетентности, способности мыслить системно, ответственности, хладнокровия и многого другого, чем принято гордиться специалисту. Но это не значит, что вы знаете абсолютно все о работе, которую выполняют ваши подчиненные. Иногда бывает полезно выслушать возражения. Подавляя любое инакомыслие, вы отрезаете своему проекту пути развития. Боязнь показаться некомпетентным, принимая разумные советы, может принести много лишней головной боли при исправлении ошибок.
8. Приоритеты. Это красивое слово может как сделать выполнение вашего проекта близким к оптимальному, так и испортить все, что только можно. Если вы знаете, что лучше сделать в первую очередь, а что во вторую, это не значит, что ваши подчиненные об этом знают до того, как вы им расскажете. Существование телепатии научно пока не доказано. А неправильная последовательность действий подчиненных – ошибка менеджера.
9. Мое слово, захотел – дал, захотел – взял обратно. Никогда, повторяю, никогда не обещайте то, чего не сможете выполнить. Это подрывает авторитет. Не нужно покупать у подчиненных их действия ценой материальных или других благ. Пряник работает лучше кнута, все правильно. И если есть возможность поощрить кого-то, и есть за что, не стоит сомневаться. Но воздерживайтесь от обещаний до того, как работа будет выполнена. Приятные сюрпризы и бонусы делают вас добрым волшебником на голубом вертолете.
10. Обратная связь. Общайтесь. Спрашивайте мнение подчиненных по рабочим вопросам. Узнайте, что непонятно или неприятно. Нам всем нужно чувствовать свою необходимость и значимость. Интересуйтесь промежуточными результатами. Встречайтесь с прорабами. Бывайте на объектах. Вас должны знать в лицо. Если штат вашей фирмы не превышает 80 человек, лучше знать по именам хотя бы бригадиров.

Это далеко не все, что может случиться на первых порах. Но, застраховавшись от ошибок, описанных выше, вы можете очень облегчить себе жизнь и сделать свою работу эффективной, пользуясь заслуженным уважением коллег и подчиненных. А это приятно, полезно и делает мир лучше.